Вы здесь

Виды и конструктивные особенности общемашиностроительных редукторов

Общемашиностроительный редуктор – это техническое устройство, целью создания которого является передача момента вращения. Он передается либо с усилением, либо с увеличением частоты оборотов. Ключевой особенностью таких редукторов является соответствие преимущественному числу требований самых различных отраслей, благодаря чему они применяются в разных сферах – от строительства или металлургии, до производства горного оборудования или энергетического машиностроения.

Действующий на настоящий момент ГОСТ 16162 разделяет общемашиностроительные редукторы на пять основных типов. К выбору, для каждой отдельной ситуации, механизма следует подходить с пониманием. Потому что от грамотности этого выбора будет зависеть не только эффективность работы изделия, но и срок его функционирования, а также безопасность работы и вероятность поломок.

Цилиндрический редуктор

На практике оказался самым универсальным для современного механического оборудования. Поэтому является популярным видом среди всего выпускаемого ассортимента. Его ведущий и ведомый валы конструктивно располагаются параллельно. В силу такой специфики конструкции редуктор передает вращательное движение с изменением скорости или момента, но без изменения угла наклона. Существующие сегодня модели включают одну, две или три ступени.

Конический редуктор

По популярности лишь немного уступает цилиндрическому. Отличается тем, что в механизме рассматриваемого редуктора используются конические шестерни. Поэтому вращение ведущего вала передается ведомому под углом, чаще всего – прямым.

Червячный редуктор

Ключевое отличие червячного типа – профиль используемой резьбы. Устройства ориентированы на передачу вращения между осями, которые перекрещиваются. Чаще всего – под прямым углом. В числе преимуществ этого варианта – высокое передаточное число, реализованное в одной ступени механизма. А также плавность хода в процессе работы и самоторможение, предоставляющее возможность не использовать специальные тормозные элементы.

Червячные редукторы разделяются на несколько групп в зависимости от того, какую разновидность передачи используют и какое число ступеней включают. Поэтому выпускаются одноступенчатые универсалы, одноступенчатые с использованием червяка и зубчатого колеса, глобоидные, а также двух- и трехступенчатые разновидности.

Планетарный редуктор

Особенностью этих устройств является перемещение геометрических осей зубчатых колес, а специфика движения составляющих элементов напоминает планетарное движение. Это и послужило основой для названия.

Главная особенность – наличие центрального колеса, вращающий момент которого передается сразу на несколько зубчатых колес-сателлитов. Такая конструкция дает выигрыш в виде малой материалоемкости продукции и, как следствие, компактности и сравнительной небольшой массы. Планетарные варианты предоставляют также возможность получать высокие передаточные числа и справляться с большими нагрузками из-за многопарного закрепления.

Комбинированные редукторы

Многообразие существующих в современной промышленности задач и целей привело к тому, что возросла популярность комбинированных устройств. Их конструкция отличается тем, что сочетает передачи разных типов и оптимизирует вращения под специфику требований конкретных ситуаций, увеличивая КПД и позволяя увеличивать передаточные числа.